Пырков Юрий Иванович
Пырков Юрий Иванович – командир звена 134-го гвардейского бомбардировочного авиационного Таганрогского Краснознамённого ордена Александра Невского полка 6-й гвардейской бомбардировочной авиационной дивизии 1-й воздушной армии 3-го Белорусского фронта, гвардии старший лейтенант.
Родился 5 октября 1923 года в городе Балаково (ныне Саратовской области) в семье рабочего. В 1940 году окончил 9 классов средней школы и аэроклуб.
В Красной Армии с 1941 года. Осенью 1942 года окончил Энгельсскую военную авиационную школу пилотов.
Во время Великой Отечественной войны — с марта 1943 года до 24 апреля 1945 года — сражался в составе 1-й воздушной армии на Южном, 4-м Украинском и 3-м Белорусском фронтах. Принимал участие в освобождении Донбасса, Крыма, Белоруссии, Литвы, в разгроме восточно-прусской группировки противника. 24 апреля 1945 года был тяжело ранен и контужен, но посадил бомбардировщик на свой аэродром, спас машину и экипаж, после чего врачи ампутировали ему раненую ногу.
Свой первый боевой вылет Юрий Пырков произвел в составе эскадрильи 15 июля 1943 года на бомбардировку общежитий летно-технического состава и складов на аэродроме противника Кутейниково. Над целью бомбардировщики были обстреляны сильным огнем зенитной артиллерии. Молодой летчик смело ввел самолет в пикирование и удачным попаданием бомб вызвал крупный очаг пожара на складе горючего.
18 апреля 1944 года Пырков получил задачу нанести удар по артиллерийским батареям противника в районе Сапун-горы, под Севастополем. Огнем зенитной артиллерии стрелок-радист Ломачев был убит, а самолет поврежден. Однако Юрий не сошел с боевого курса и уничтожил два орудия, а затем благополучно довел бомбардировщик до своего аэродрома.
26 июня 1944-года, при ударе по войскам противника в районе Орши самолет Юрия Пыркова был обстрелян огнем зенитной артиллерии. Осколком снаряда был разбит шлемофон летчика, выведен из строя мотор. Получив контузию, летчик потерял сознание. Самолет стал беспорядочно падать. В 40 – 50 метрах от земли летчик очнулся и вывел машину в горизонтальный полет. На одном моторе он довел бомбардировщик до своего аэродрома и произвел посадку.
24 апреля 1945 года Пырков выполнял задание по разрушению форта N 6 в Пиллау. Зенитная артиллерия встретила его звено сильный огнем, однако Пырков смело ввел бомбардировщик в пикирование и успешно отбомбился. При выходе из пике его самолет был подбит прямым попаданием вражеского снаряда. Правый мотор был поврежден, работал с перебоями. Крупным осколком снаряда Пыркову перебило бедро правой ноги. От потери крови он лишился сознания, но через минуту пришел в себя. На вопрос штурмана Малюгина о самочувствии Пырков попросил указать ближайший аэродром, на котором он решил совершить посадку. Перебитая нога вывернулась и мешала управлению самолетом. Кровь залила стекла кабины, и это затрудняло обзор. Штурман указал Пыркову аэродром Хайлигенбайль. В это время Пырков вновь потерял сознание. Тогда Малыгин снял прицел и сильным ударом разбил стекло кабины. Свежая струя воздуха вернула сознание летчику.
Потеряв больше половины своей крови, Пырков последними усилиями посадил самолет на аэродроме. В бессознательном состоянии он был доставлен в медсанбат соединения. Перебитая нога была тут же ампутирована.
В 1946 году Ю. И. Пырков, после длительного лечения в госпитале, был уволен из Советской Армии в отставку. Будучи инвалидом второй группы, он окончил Саратовский авиационный техникум, а затем — институт механизации сельского хозяйства имени М. И. Калинина, получил диплом инженера и посвятил себя преподавательской работе. Жил в городе Саратове. Умер 6 ноября 1972 года. Похоронен на Воскресенском кладбище Саратова (1й участок).
Звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 6356) гвардии старшему лейтенанту Пыркову Юрию Ивановичу присвоено указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 июня 1945 года за 137 успешных боевых вылетов, нанесение большого урона противнику и проявленные при этом доблесть и мужество.
Награждён орденами Красного Знамени (1944), Отечественной войны 1-й степени (1945) и Красной Звезды (1943), а также медалями, среди которых «За взятие Кёнигсберга».